А 72 Антопольский, Александр Борисович. Алгоритмы и процедуры определения уровня развития информационных ресурсов в научных и образовательных организациях / А. Б. Антопольский> // Научно-техническая информация. Серия 1: Организация и методика информационной работы. - 2015. - № 1. - С. 14-24. - Библиогр.: с. 22 (29 назв.) Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): МОНИТОРИНГ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ -- НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ -- МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ И ОЦЕНКИ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ -- ФОРМИРОВАНИЕ РЕСУРСОВ -- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ |
Бескаравайная, Е. В. Создание модели мониторинга научных исследований / Е. В. Бескаравайная, Т. Н. Харыбина> // Научно-техническая информация Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2019. - № 5. - С. 19-28
Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ--БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Кл.слова (ненормированные): БИБЛИОМЕТРИЯ -- НАУКОВЕДЕНИЕ -- НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ -- НАУКОМЕТРИЯ -- МОНИТОРИНГ -- НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Дорофеева, В. И. Информационная система мониторинга научно-исследовательской деятельности в инновационной структуре вуза / В. И. Дорофеева, Д. Н. Никольский, Ю. С. Федяев> // Научно-техническая информация Сер. 1. Организация и методика информационной работы. - 2019. - № 2. - С. 23-28
Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ--БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Кл.слова (ненормированные): БИБЛИОМЕТРИЯ -- НАУКОВЕДЕНИЕ -- НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ -- НАУКОМЕТРИЯ -- МОНИТОРИНГ |
Ширшавина, А. С. Разработка информационной модели мониторинга показателей публикационной активности научных организаций / А. С. Ширшавина> // Международный научно-исследовательский журнал. - 2020. - № 7-1 (97). - С. 120-124 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ--БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Кл.слова (ненормированные): МОНИТОРИНГ -- ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ -- НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ -- НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ |
Попова, Н. Г. Целеориентированный подход к оценке качества научных публикаций читателем / Н. Г. Попова, Е. В. Биричева> // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2018. - № 4. - С. 148-168 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): НАУЧНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ -- КРИТЕРИИ НАУЧНОСТИ -- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ -- ЦЕЛЕОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД -- ЭВРИСТИЧЕСКИЙ АЛГОРИТМ -- УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ -- НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ -- ИСТОЧНИКИ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ -- ПОИСК НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ -- КАЧЕСТВО ПУБЛИКАЦИИ -- НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ -- ЛЖЕНАУКА Аннотация: Экспоненциальный рост объема научной информации актуализирует необходимость поиска критериев оценки ее качества. Большинство современных наукометрических инструментов носят количественный характер, а немногочисленные качественные индикаторы пока не находят широкой популярности среди ученых. В данной работе авторы стремятся выявить основания добротности научной публикации и предложить подход к оценке ее качества, который мог бы быть использован читателем в процессе поиска интересующей научной информации. Для достижения поставленной цели последовательно решаются следующие задачи: анализируется современный контекст проведения оценки научного контента; систематизируются условия проникновения некачественного знания в науку по социальным акторам научной коммуникации; определяется единое основание оценки общего качества научной публикации; строится модель производства научного знания в свете вопроса об ответственности генерирующих его сторон; на основе выделенных маркеров разрабатывается алгоритм для отбора научной информации читателем. Этот алгоритм может быть использован не только исследователями, но и экспертами научных журналов в процессе рецензирования поступающих рукописей. |
Оценка науки: в поиске эффективной стратегии> // Университетская книга. - 2022. - № 6. - С. 59-67 Кл.слова (ненормированные): ОЦЕНКА НАУКИ -- ОЦЕНКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: Несмотря на ограничения, связанные с приостановкой деятельности в России платформы и сервисов Clarivate Analytics (Web of Science) и других информационных и аналитических ресурсов, наукометрические и библиометрические задачи остаются актуальными: отечественная наука нуждается в объективной оценке, и наукометрия - один из основных эффективных методов. На площадке Российского государственного педагогического университета (РГПУ) им. А.И. Герцена состоялась десятая, юбилейная, профессиональная программа повышения квалификации Школы НЭИКОН «Эффективность научных исследований и публикационная активность образовательных и научных организаций: стратегия развития, управление, мониторинг, информационная поддержка». http://www.unkniga.ru/biblioteki/vuzbiblio/13737-otsenka-nauki-v-poiskah-effektivnoy-strategii.html |
Гуськов, Андрей Евгеньевич. Вызовы для развития наукометрических исследований / А. Е. Гуськов, Я. Л. Шрайберг> // Научные и технические библиотеки. - 2023. - № 2. - С. 37-58 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): НАУКОМЕТРИЯ -- БИБЛИОМЕТРИЯ -- WEB OF SCIENCE -- SCOPUS -- DOI -- ORCID -- КЛАССИФИКАЦИЯ -- МЕТАДАННЫЕ Аннотация: В статье рассматриваются основные вызовы - сложные проблемы, препятствующие развитию наукометрических исследований и научных коммуникаций. Для их решения требуются большие усилия и профессиональная смелость. В первую очередь, к таким вызовам относятся необходимость открытого доступа к наукометрическим данным, а также повышение их качества и полноты, включая сведения об авторах, аффилиациях, цитированиях и иную метаинформацию. Обоснована необходимость массового применения технологий идентификации научно-информационных объектов (публикаций, исследователей, организаций, проектов и др.), что позволит значительно снизить количество библиографических ошибок. При проектировании наукометрических изысканий границы объектов исследований и инструменты анализа должны определяться их целями, а не ограничениями библиометрических баз данных. Одним из ключевых инструментов является классификация научных публикаций. Его развитие обусловлено появлением новых и низким качеством существующих в библиометрических базах данных классификаторов, их различиями, а также изменчивостью структуры науки. Наконец, необходимо строго следить за корректностью применения методов наукометрического анализа и интерпретации его результатов, особенно при оценке научной результативности. Преодоление этих вызовов позволит реализовать эффективный мониторинг научной деятельности, который будет основываться уже не на формах ежегодного статистического наблюдения, а на процедурах оперативного сбора, обработки и анализа потоков научной информации. Такой переход позволит значительно улучшить характеристики мониторинга, расширить спектр решаемых задач, выявлять системные изменения в сфере исследований, своевременно реагировать на дисбалансы в её развитии и увеличить эффективность решений, принимаемых в управлении научной деятельностью. |
Берлявский , Леонид Гарриевич. Наукометрия против экспертизы: правовые аспекты / Л. Г. Берлявский , А. И. Власов> // Юридическое образование и наука. - 2023. - № 4. - С. 3-12 Кл.слова (ненормированные): УПРАВЛЕНИЕ НАУКОЙ -- МОНИТОРИНГ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- НАУКОМЕТРИЯ -- БИБЛИОМЕТРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ -- ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА -- ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ ПРИМЕНЕНИЯ НАУКОМЕТРИИ Аннотация: Цель. В условиях санкционного давления на российское общество многие сферы деятельности, в том числе вопросы управления наукой и образованием, приобретают жизненное значение. Осмысление продолжающегося негативного развития событий неизбежно приводит к выводу о том, что ряд устоявшихся положений и принципов регулирования науки требует кардинального переосмысления, принятия решений, способных мобилизовать научное сообщество, придать ему реальную устойчивость, сохранить и интенсифицировать работу научных школ и образовательных учреждений. В статье рассмотрено применение библиометрических критериев и экспертных оценок в системе администрирования науки. Высказан ряд критических замечаний, приведены оценки нормативных основ такой практики. Методология исследования представлена общенаучными методами. Проведен выборочный сравнительный анализ русскоязычной и англоязычной научной литературы (базы данных РИНЦ, Scopus, интернет-ресурсов открытого доступа), нормативных актов Минобрнауки РФ, ВАК по теоретическим и прикладным аспектам наукометрии и управления в науке. Проанализированы концептуальные утверждения авторов, что в синтезе с собственным эмпирическим опытом позволило сформулировать ряд положений. Выводы. Выделены и проанализированы три основных направления в исследованиях, посвященных вопросам оценки научного труда по формальным критериям. Обоснован вывод о том, что в практике оценивания интеллектуального продукта научных коллективов и отдельных ученых и преподавателей должны использоваться два подхода: наукометрические инструменты и специализированная экспертная оценка. Только совместное применение обоих подходов позволяет минимизировать их недостатки и создать наиболее адекватную картину результатов научной деятельности. Научная и практическая значимость. Проведенное исследование развивает, уточняет и конкретизирует понимание правовых аспектов применения наукометрических и экспертных методов. Изучение и обобщение сведений позволило определить перспективные направления прикладной наукометрии, в том числе вопросы практики применения формальных критериев как формирующееся направление юридического сопровождения административных решений. |
Поддубная, Т. Н. Наукометрические показатели профессиональной деятельности современного научно-педагогического работника / Т. Н. Поддубная, Е. А. Панина> // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2023. - Т. 11, № 3. - С. 3-8 Кл.слова (ненормированные): НАУКОМЕТРИЯ -- ЭФФЕКТИВНЫЙ КОНТРАКТ -- НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК -- ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ -- ЦИТИРУЕМОСТЬ -- ИНДЕКС ХИРША (H-ИНДЕКС) -- ИМПАКТ-ФАКТОР ЖУРНАЛА -- НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -- НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ -- НАУКОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДИКАТОРЫ Аннотация: В статье рассматриваются основные наукометрические показатели профессиональной деятельности современного научно-педагогического работника. Раскрыты исторические корни наукометрии как самостоятельной науковедческой дисциплины, ее экстраполяция в область профессиональной деятельности научно-педагогического работника. Анализируется инструментарий для мониторинга достижений научной деятельности преподавателя вуза, а также описаны ключевые наукометрические индикаторы, применяемые в мировой практике для оценки эффективности научной деятельности научно-педагогического работника. Обозначены возможные перспективные ориентиры получения субъективных выводов о научной активности научно-педагогического работника в целом в условиях цифрового сервиса и развития социальных сетей. Материалы исследования углубляют представление о мониторинге научно-исследовательской деятельности научно-педагогического работника в условиях глобализации, что расширяет методологию педагогики. |
Дробот, А. Н. Анализ подходов к оценке результативности научной деятельности научных и образовательных организаций / А. Н. Дробот, А. В. Антоновский, Н. В. Рябова> // Прикладная психология и педагогика. - 2023. - Т. 8, № 2. - С. 121-130 Кл.слова (ненормированные): РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ -- МОНИТОРИНГ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ БАЗЫ ДАННЫХ -- НАУКОМЕТРИЯ Аннотация: В статье рассмотрены основные подходы к оценке результативности научной деятельности научных и образовательных организаций. Оценка результативности научной деятельности подразумевает использование определенного арсенала методов, которые позволяют проводить анализ состояния и развития показателей научно-исследовательских работ, а также возможность измерения анализируемых параметров с помощью математико-статистического аппарата. В рамках проведенного анализа подходов к оценке результативности научной деятельности научных и образовательных организаций выделены следующие проблемные и перспективные аспекты: доступ к первичным, исходным данным о публикациях, организациях-исполнителях, ученых-исследователях, проведенных научных конференциях и т.п.; при анализе результатов научной деятельности необходимо связывание, идентификация объектов учета в библиографической базе данных: публикации (статья, диссертация, монография и др.), авторы, научные журналы, проведенные научно-практические конференции, организации (для аффилиации авторов и публикаций), грантообразующие фонды и организации и др.; полнота, или охват результативности научной деятельности в рамках наукометрического анализа (в каких и в скольких наукометрических базах данных целесообразно проводить поиск), при котором необходимо использовать методы квалифицированного отбора публикаций с обеспечением необходимой полноты и качества; активное использование современных аналитических инструментов; указание тематического направления и рубрики Государственного рубрикатора научно-технической информации; качество представленных материалов в библиографических базах данных; наличие различных информационных систем для учета результатов научной деятельности; оценка научной деятельности специально отобранными экспертами, которые имеют определенный вес в научном профессиональном сообществе. Наукометрические подходы важны в разрезе цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, они располагают к научной коммуникации в существующем информационном обществе, что значимо для развития научной деятельности в целом. |
Гуськов, А. Е. Концептуальная модель системы наукометрического мониторинга результативности научной деятельности / А. Е. Гуськов> // Научно-техническая информация. Серия 2: Информационные процессы и системы. - 2022. - № 12. - С. 14-22 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): МОНИТОРИНГ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- ОЦЕНКА НАУЧНОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ -- НАУКОМЕТРИЯ -- СТРАТЕГИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ -- НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ -- ФСМНО -- FAIR -- CERIF -- CRIS Аннотация: Представлена концепция системы мониторинга результативности научной деятельности. Разработаны, описаны и введены: теоретико-множественная модель, состоящая из трех логических слоев - управленческого, информационного и функционального; информационная модель, которая детализирует содержание информационного слоя семиотической модели; модель функционирования системы наукометрического мониторинга результативности научной деятельности, основанная на принципах автоматизации, идентификации, достоверности, воспроизводимости, верификации, вариативности показателей и их многократного использования, а также на методологических принципах обмена научными данными FAIR. Показано, что предлагаемая концептуальная модель хорошо согласуется с современными тенденциями развития научных коммуникаций в мире, а её реализация приведет к ряду положительных технологических и экономических эффектов для российской науки. |
Миненко, В. Г. Взаимосвязь наукометрии и управления наукой / В. Г. Миненко, Д. А. Романов, В. Л. Шапошников> // Казанский педагогический журнал. - 2023. - № 2 (157). - С. 235-242 Кл.слова (ненормированные): НАУКОМЕТРИЯ -- ФУНКЦИИ -- СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -- ТЕХНОЛОГИЯ -- УПРАВЛЕНИЕ -- МОНИТОРИНГ Аннотация: Цель исследования - обоснование роли наукометрии в управлении научной деятельность на различных уровнях социальной иерархии. Важнейшая задача исследования - выделение функций наукометрии, как симбиоза социологии науки и инфометрии. Актуальность данной статьи обусловлена необходимостью раскрытия потенциала наукометрии в управлении наукой, особенно на уровне научных организаций (в том числе университетов). Авторами статьи выделены функции наукометрии, представлены направления применения наукометрии, отражена взаимосвязь между измерениями в социальных системах и мерами, направленными на повышение успешности научной деятельности. Обосновано, что расширение функций наукометрии связано, прежде всего, с расширением спектра измеряемых показателей; в основе данных измерений - обработка первичной информации о субъектах и результатах исследовательской деятельности. Методы исследования: анализ научной литературы и передового опыта управления научной деятельностью в университетах (бенчмаркинг), методы теории множеств, методы квалиметрии и экспертных оценок, методы математической статистики. Методологические основы исследования: системный, социологический, информационно-когнитивный, квалиметрический и вероятностно-статистический подходы https://elibrary.ru/item.asp?id=53825036 |
Мониторинг и оценка результатов научно-технической деятельности: зарубежный опыт и российская практика / А. Б. Гусев, Е. Г. Доронина, И. В. Вершинин, В. А. Малахов> // Управление наукой и наукометрия. - 2018. - № 1 (27). - С. 65-91 Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ--ТЕХНИКА. ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): МОНИТОРИНГ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -- ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОЦЕНКИ -- НАУКОМЕТРИЯ |