П 49 Полетаева, Е. А. "Уход в пустыню" в древнерусской и старообрядческой традиции (на материале северо-русской агиографии и старообрядческих сочинений) / Е. А. Полетаева> // Уральский сборник : История. Культура. Религия. - Екатеринбург, 1998. - Ч. 2: К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции. - С. 198-215 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): ПУСТЫННИЧЕСТВО -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
Ш 32 Шашков, А. Т. Новые источники по истории антицерковного протеста крестьян-старообрядцев Соликамского уезда в 80-х гг. XVII в. / А. Т. Шашков> // Источники по истории народной культуры Севера : межвуз. сб. науч. тр. - Сыктывкар, 1991. - С. 31-36 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО (ИСТОРИЯ УРАЛА) -- РАСКОЛЬНИКИ |
Б 43 Белобородов, С. А. "Лестовка - Христова лесенка" / С. А. Белобородов> // V Уральские археографические чтения. К 25-летию Уральской объединенной археографической экспедиции : тез. докл. науч. конф. 14-16 окт. 1998 г. - Екатеринбург, 1998. - С. 10-13 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ ЧЕТКИ -- ПРАВОСЛАВНЫЕ ЧЕТКИ |
Б 43 Белобородов, С. А. К истории бытования сочинений Н. Г. Спафария на Урале и в Сибири / С. А. Белобородов> // Книга в культуре Урала XVI-XIX вв. : cб. науч. тр. - Екатеринбург, 1991. - С. 44-51 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СПАФАРИЙ Н. Г. -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
М 81 Мосин, А. Г. Медный всадник глазами старообрядцев / А. Г. Мосин> // Сургут, Сибирь, Россия : тез. докл. междунар. науч.-практ. конф. посвящ., 400-летию города Сургута 22-25 марта 1994 г. - Екатеринбург, 1994. - С. 130-133 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
П 49 Полетаева, Е. А. Представление о святости в позднем старообрядчестве Урала и Русского Севера / Е. А. Полетаева> // Чердынь и Урал в историческом и культурном наследии России : материалы науч. конф., посвящ., 100-летию Чердынского краеведческого музея им. А. С. Пушкина. - Пермь, 1999. - С. 191-195 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
К 14 Казанцева, М. Г. Традиции духовной культуры Русского Севера в музыкально-поэтическом наследии Урала (по материалам духовных стихов XVII-XX вв.) / М. Г. Казанцева> // История церкви : изучение и преподавание : материалы науч. конф., посвящ., 2000-летию христианства, 22-25 ноября 1999 . - Екатеринбург, 1999. - С. 180-187 Рубрики: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): ДУХОВНЫЕ СТИХИ -- ПОМОРЦЫ УРАЛА -- РУССКИЙ СЕВЕР -- ПЕНИЕ ЦЕРКОВНОЕ -- ЦЕРКОВЬ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
Ш 32 Шашков, А. Т. Самосожжение как форма социального протеста крестьян-старообрядцев Урала и Сибири в конце XVII - начале XVIII вв. / А. Т. Шашков> // Традиционная духовная и материальная культура русских сторообрядческих поселений в странах Европы, Азии и Америки : сб. науч. тр. - Новосибирск, 1992. - С. 294-300 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА |
М 81 Мосин, А. Г. Златоустовские старцы / А. Г. Мосин> // Урал . - 1993. - № 3. - С. 197-200 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ЛАБОРАТОРИЯ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ |
М 81 Мосин, А. Г. Региональные исторические ономастиконы : проблемы подготовки и издания (на материалах Урала и Сибири) / А. Г. Мосин> // Русские старожилы : материалы III Cиб. симп. "Культурное наследие народов Западной Сибири" (Тобольск, 11-13 дек. 2000 г.). - Тобольск : Омск, 2000. - С. 282-284 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): ИСТОРИЧЕСКИЕ ОНОМАСТИКОНЫ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
К 14 Казанцева, М. Г. Места паломничества старообрядцев Урала в свете преданий конца XX в. / М. Г. Казанцева> // Четвертые Татищевские чтения : тез. докл и сообщ., Екатеринбург, 18-19 апреля 2002 г. - Екатеринбург, 2002. - С. 161-165 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ПАЛОМНИЧЕСТВО |
Ш 32 Шашков, А. Т. Пошехонский дворянин-старовер Ф. Я. Токмачев и споры конца XVII в. вокруг еретических писем протопопа Аввакума / А. Т. Шашков> // Источники по истории общественного сознания и литературы периода феодализма : сб. науч. тр. - Новосибирск, 1991. - С. 105-112 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ПРОТОПОП АВВАКУМ |
Б 43 Белобородов, С. А. Материалы для реконструкции библиотеки старообрядческого книжника конца XIX-начала XX вв. В. И. Макарова / С. А. Белобородов> // Археография и источниковедение истории России периода феодализма : тез. докл. науч. конф. студентов и молодых ученых 22-24 мая 1991 г. - Свердловск, 1991. - С. 17-20 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСКИЕ КНИГИ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО |
П 49 Полетаева, Е. А. Старообрядец М. В. Нечухин (новые архивные данные к творческой биографии) / Е. А. Полетаева> // Четвертые Чупинские краеведческие чтения : материалы конф. (Екатеринбург, 14-15 февр. 2008 г.) . - Екатеринбург, 2008. - С. 153-160 Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ПОЭТИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ |
И 33 Изварина, Е. Дело музейное - для слова книжного : [упоминается ЦНБ УрО РАН] / Е. Изварина> // Наука Урала. - 2019. - № 1. - С. 7 : фото Рубрики: НАУКА. НАУКОВЕДЕНИЕ Кл.слова (ненормированные): ЛАБОРАТОРИЯ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УРФУ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ИСТОРИЯ КНИГИ -- ИКОНОПИСЬ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ |
М 23 Мангилев, П. И. Описание рукописных книг библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии (часть VI) [] / П. И. Мангилев, Е. А. Полетаева> // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. - 2020. - № 4. - С. 263-286. - Библиогр.: с. 283-286 (18 назв.) Рубрики: БИБЛИОТЕЧНОЕ ДЕЛО Кл.слова (ненормированные): РУКОПИСНАЯ КНИГА -- КНИЖНО-РУКОПИСНАЯ ТРАДИЦИЯ XVII-XIX ВВ -- АРХЕОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ЧАСОВЕННОЕ СОГЛАСИЕ Аннотация: В статье представлено научное описание 6-ти книг поздней рукописной традиции XVIII-XX вв. библиотеки Екатеринбургской духовной семинарии. Согласно нашим наблюдениям, на выбор состава чтений отдельных рукописей большое влияние оказала старопечатная книга. Так, например, в конволют вплетены листы печатного Часослова сер. XVII в. и включены выписки из издания Киево-Печерского Патерика (1661 г.), Святцы XVIII в. полностью переписаны с издания 1680 г. типографии Киево-Печерской лавры, а Святцы XIX в. - с «дониконовского» издания 1648 г. Рукописные Святцы приблизительно датируются 1707 г. и 1891 г., согласно указанным в таблицах Миротворного ключа «от Адама» датам. Среди рукописей примечателен конволют - келейный сборник XVIII в., в котором, наряду с богослужебными текстами - канонами (Всемилостивому Спасу, о творящих милостыню, Одигитрии, иконам Богородицы: Владимирской, Казанской, Всех скорбящих Радость, на исход души), ирмосами Рождеству и Пасхальными песнопениями - широко представлена четья литература, объединенная темой покаяния («Житие прп. Стефана, игумена Печерскаго», «Послание епископа Симона Владимирского и Суздальского к иноку Поликарпу», «Житие великомученицы Параскевы», «Скитское покаяние», повесть «Троесложное умиление», выписки от «Старчества» и «Словес душеполезных свв. отец»). Конволют был переплетен в конце XIX в., однако как сборник был сформирован на столетие раньше, согласно датировке входящих в него рукописных тетрадей, относящихся приблизительно к одному времени. Представлено описание сборника сочинений, важных для истории и идеологии старообрядцев часовенного согласия, распространенного на Урале и в Сибири. |
П 49 Полетаева, Е. А. Топосы пустынножительства и духовные поиски старообрядчества конца XVII - начала XVIII века [] / Е. А. Полетаева> // Вестник Сыктывкарского университета. Сер. Гуманитарных наук. - 2020. - № 4. - С. 53-69. - Библиогр.: с. 68-69 (36 назв.) Рубрики: КУЛЬТУРА Кл.слова (ненормированные): ГИМНОГРАФИЯ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ТОПОСЫ ПУСТЫННОЖИТЕЛЬСТВА -- АГИОГРАФИЯ Аннотация: Статья посвящена изучению топосов пустынного жития в агиографии и литургических памятниках, их влиянию на формирование духовных воззрений старообрядчества в конце XVII - начале XVIII века. Среди древнерусских памятников агиографии большое место занимают жития с мотивами пустынножительства. Топосы пустынного жития пришли в агиографию из Священного Писания, среди которых важнейшим является топос пустыни - наиболее емкий символ, вобравший множество ассоциативных смыслов (место очищения евреев от духа рабства, земля испытаний и получения заповедей и т. д.). Понятие пустыни расширяется в Новом Завете. Христос делает пустыню местом проповеди, чудес и молитвы. Образ Иоанна Предтечи и связанные с ним топосы («рождение от неплодной утробы», «ангел пустыни», «плоды покаяния» и др.) активно используются в агиографических и литургических текстах. Первое Житие Антония Великого было отшельническим. Памятник оказал огромное влияние на дальнейшее развитие агиографии, трансляцию в топосов «Божественного желания и пустыннолюбия», «пустынных страхований», «преображения пустого места» в райское селение и «обительный град». В XVII в. на Русском Севере набирает силу пустынножительство, усилившиеся после церковного Раскола. Житийный и литургический топос «бегства в пустыню» сыграл решающую роль в старообрядчестве - в построении учения о спасении в наступившие «последние времена». Взятая из примеров агиографии старообрядческая идеология «пустынножительства» позволила дать утешительный ответ на вопрос о спасении людей, вышедших из лона церкви и оказавшихся без ее таинств. Путь спасения показан на житийных примерах святых отцов и жен, проводивших свою жизнь в пустыне, и не имевших возможности «вкушать Тела Христова», но, тем не менее, достигших святости. Однако, поиск пути спасения через добродетельное пустынное житие, оказался лишь неосуществимой мечтой старообрядчества: пустынножительство, подразумевающее полное уединение, на практике вылилось в общинную форму существования, ярким примером которого было Выгорецкое общежительство. |
Т 65 Традиционная книжная культура русского населения Вятского края XVII– XX веков / И. В. Починская, А. А. Михеева, Н. В. Ануфриева [и др.] ; рецензент: Р. Г. Пихоя, Н. А. Мудрова. - Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2023. - 502 с. - Б. ц. Рубрики: ИСТОРИЯ. ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ Кл.слова (ненормированные): МОНОГРАФИИ -- СТАРООБРЯДЧЕСТВО -- ВЯТСКИЙ КРАЙ -- РУКОПИСНЫЕ КНИГИ -- ДРЕВНЕРУССКАЯ РУКОПИСНАЯ КНИГА -- КНИЖНОЕ ДЕЛО -- ЛАБОРАТОРИЯ АРХЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ УРФУ Аннотация: В монографии анализируются историко-культурные традиции старообрядчества Вятского края. Главную источниковую базу исследования составили рукописные и старопечатные книги из фондов Лаборатории археографических исследований УрФУ. Издание включает в себя аналитическую часть, подробное научное описание памятников письменности Кировского и Удмуртского собраний лаборатории, указатели к нему, а также публикации документов, отражающих вехи истории и культуры старообрядчества региона. Для историков, краеведов и всех интересующихся историей России. |