Средства массовой информации — основной канал распространения информации, ценностей и практик, в том числе в сфере рождения и воспитания детей. При этом образцы поведения или практики, которые транслируются как имеющие научную базу или общественно одобряемые, влияют на принятие решения о рождении ребенка, выбор родителями модели воспитания и, в конечном счете, на результаты родительского труда. Реализация новых государственных («Десятилетие детства») и региональных («Пятилетка развития») программ и проектов в рамках государственной демографической политики должна быть поддержана государственными средствами массовой информации.
В статье приведены результаты исследования материалов «Областной газеты» — основного государственного ежедневного печатного СМИ Свердловской области — о продвижении установок на осознанное родительство в динамике. В рамках количественной стратегии в ходе исследования было проведено сравнение результатов контент-анализа материалов газеты за 2014 и 2017 гг., для исследования были использованы те же смысловые единицы, которые были выделены по результатам операцийнализации понятий в 2014 г. Анализ полученных данных проводился в несколько этапов: 1) изменение абсолютной частоты упоминания подкатегорий «родительство», «осознанное родительство» и «ответственное родительство»; 2) выявление месячной динамики абсолютной частоты упоминания всех выделенных смысловых единиц в 2017 г.; 3) сравнение абсолютной и относительной частоты упоминания смысловых единиц двух рассматриваемых категорий в 2014 и в 2017 гг.
В 2017 г. число материалов, направленных на продвижение установок на осознанное родительство, сократилось, несмотря на заметную положительную динамику во второй половине года. При этом доля смысловых единиц, связанных с осознанным родительством, возросла. В качестве следующего этапа исследования нам видится анализ контекста используемых смысловых единиц и его влияния на выбор практик родительского труда.
The mass media is the main channel for disseminating information, values and practices in different spheres including birth and upbringing of children. At the same time, patterns of behavior or practices, on a scientific basis or socially approved, influence parents' decision on babys birth, choice of the model of upbringing and, ultimately; the results of parental labor. The state mass media should support the implementation of new state («Decade of Childhood») and regional («Five Years of Development») programs and projects within the framework of the state demographic policy
The paper presents the results of a study for the promotion of conscious parenting in dynamics on the materiab of the «Oblastnaya Gazeta», the main state daily printed media in the Sverdlovsk Region. As a part of the quantitative strategy, the study compared the results of the content analysis of the newspapers materials for 2014 and 2017; we used for the study the same semantic units, which we identified during the operationalization of the concepts in 2014. We carried out the data analysis in several stages: I) changing in the absolute frequency of mention the subcategories «parenting», «conscious parenting» and «responsible parenting»; 2) revealing the monthly dynamics of the absolute frequency of mention all identified semantic units in 2017; 3) comparison of the absolute and relative frequencies of mention the semantic units of the two analyzed categories in 2014 and in 2017.
Compared to 2014. last year the number of materials aimed at promoting conscious parenting decreased in absolute terms, despite a noticeable positive trend in the second half of the year. At the same time, the proportion of semantic units associated with conscious parenting increased. We see an analysis of the context of the semantic units and its influence on the choice of practices of parental labor as the next stage of the study.