В статье рассматриваются обстоятельства и последствия создания на юге России в 1870-х-1880-х гг. первого в истории угольно-металлургического «комбината», базирующегося на соединении донецких углей и криворожских железных руд посредством «маятниковых» перевозок по Екатерининской железной дороге. Реализованный по инициативе российских и французских предпринимателей, Донецко-Криворожский проект отразил передовые для своего времени идеи новой пространственной организации индустриальной экономики и ее базисной отрасли - черной металлургии. The article considers the circumstances and consequences of creation in Russia’s South in the 1870s-1880s of the first in the world history coal-metallurgical “combine” based on the junction of the Donetsk coal and Krivoy Rog iron ores by means of cross-haul transportation by the Catherine railway. Realized on the initiative of the Russian and French entrepreneurs, the Donetsk - Krivoy Rog project has reflected the advanced ideas of a new spatial organization for the industrial economy and its basic industry - ferrous metals production.