В статье рассматривается новое направление в экономической теории, касающееся взаимовлияния языковой и экономической систем. Ранее одним из авторов (Т.В. Куприной) уже представлялись материалы о влиянии гуманитарных факторов на развитие экономических показателей. В данной статье более подробно описано влияние взаимодействующих языков на уровень торговли, инвестиций, возможности вхождения на международные рынки. Связь между языком и масштабом доступных его носителям рынков подтверждается рядом эмпирических исследований как на микро-, так и на макроуровне. Определяется различие во влиянии языка на продвижение однородных и разнородных товаров, взаимосвязь с миграционными процессами, объединяющими людей различного лингвистического и социокультурного происхождения. Как правило, в большинстве случаев отдается предпочтение общему языку коммуникации, что зависит от целей международных компаний и в ряде случаев от политики взаимодействия отдельных стран. Среди источников влияния языка, на который, прежде всего, обращают внимание, являются этнические связи, доверие и языковая толерантность. Однако языковая система может быть использована и как барьер для вхождения на международные рынки. Подготовка квалифицированных кадров может помочь снизить издержки на переводческие и другие сопроводительные услуги. Для развития навыков толерантного коммуникативного поведения необходимо создание специальных программ, оснащенных необходимыми учебно-методическими материалами, доступными на международных языках общения. Один из подобных практикумов предложен в представленной статье.
Ihe article deals with a new direction in the economic theory concerning the mutual impact of language and economic systems. Earlier, one of the authors (Т. V. Kuprina) presented materiab on the impact of humanitarian factors on the development of economic indicators. The article describes in more detail the impact of interacting languages on the level of trade, investment, opportunities to enter international markets. The link between the language and the scale of the markets available to is confirmed by a number of empirical studies, both at the micro- and macro- levels. The difference in the language impact on the promotion of homogeneous and heterogeneous goods, the relationship with migration processes that unite people of different linguistic and socio-cultural origin is determined. In most cases, a common language of communication is generally preferred, depending on the objectives of international companies and, in some casest on the policies of individual countries. Among the sources of impact of the language, which, first of all, pay attention to, are ethnic ties, trust and language tolerance. However, the language system can also be used as a barrier to entering international markets. Training of qualified personnel can help reduce the cost of translation and other support services. To develop the skills of tolerant communicative behavior, it is necessary to create special programs supported with the necessary teaching materials available in international languages. One of these tutorials is proposed in the article.