В статье исследуются интеграционные процессы государств ЕАЭС, основанные на принципах сетевого взаимодействия, что позволяет рассматривать отношения между странами с позиции стейкхолдерского подхода. Интеграция между отдельными государствами (Россией, Казахстаном и Белоруссией) на постсоветском пространстве усиливается за счёт расширения сети партнерских отношений ЕАЭС, присоединения новых участников - Армении и Киргизии. Авторы исследуют мотивации абитуриентов и студентов стран ЕАЭС, их ориентации на развитие образовательных и профессиональных траекторий в России, в частности, в Свердловской области, на основе данных опросов и глубинных интервью в 2014-2015 гг. Данные дополнены анализом документов за 2010-2016 гг. из открытых источников Евразийской экономической комиссии по ключевым экономическим показателям (взаимная торговля товарами) и социальным показателям, отражающим ситуацию на рынке труда (численность безработных, число свободных рабочих мест), а также данными Росстата о численности студентов из стран ЕАЭС, обучающихся в российских вузах за 2013-2016 гг. Установлено, что содержание и интенсивность интеграционных процессов связаны с уровнем экономического развития страны и качеством её человеческого капитала. Промышленный потенциал России, возможность свободного перемещения трудовых ресурсов, а также ожидания абитуриентов относительно высокого качества российского образования и перспектив трудоустройства повышают привлекательность страны для будущих молодых специалистов разных квалификаций. Доказано, что для обеспечения потребностей экономики страны необходимо целенаправленное формирование у студентов из стран ЕАЭС мотиваций на получение в российских вузах высшего образования, востребованного на рынке труда. В странах ЕАЭС со сравнительно слабой индустрией увеличение объёмов экспорта российской продукции создает отток местных кадров, в том числе молодых специалистов. Результаты исследований показали, что около половины магистрантов из стран ЕАЭС ориентированы на трудоустройство в России. Особенно это характерно для граждан Казахстана и Киргизии. Результаты исследования применимы на последующих этапах развития сотрудничества и совершенствования политики стран Евразийского союза в области высшего образования и кадровой политики, в том числе по проблемам мобильности трудовых ресурсов, подготовки кадров с учетом потребностей рынка труда, а также для эффективных инвестиций в человеческий капитал.