Настоящая статья представляет собой обобщение фактов,свидетельствующих о литургическом почитании св. праведного Симеона Верхотурского. Выясняются обстоятельства создания акафиста праведнику. Установлено, что первое упоминание совершения акафиста встречается в Распространенной редакции Жития Симеона Верхотурского («Чудеса и Житие святаго и праведнаго Симеона, Верхотурскаго чудотворца») в чуде 51-м (о сургутском казаке Ф. И. Кайдалове),которое датируется 1795 г. Исследование о мощах прав. Симеона, проводившееся по распоряжению Святешейго Синода в 1763 г., наличие акафиста не фиксирует. Появление акафиста можно датировать между 1763 и 1795 гг. — скорее всего, ближе к последней дате. Возможно, формирование акафиста и создание Распространенной редакции Жития Симеона Верхотурского взаимосвязаны. Сложившийся во второй половине XVIII в. акафист получил распространение, переписывался и был представлен преосвященным Неофитом (Сосниным), архиепископом Пермским и Верхотурским, на утверждение Святейшего Синода, где был рекомендован к изданию с исправлениями. Редактирование акафиста было выполнено настоятелем Верхотурского Свято-Николаевского монастыря архимандритом Гавриилом (Любомудровым). В настоящей статье (Приложение I) представлен к публикации текст акафиста до правки его архимандритом Гавриилом, дан предварительный анализ произведенных исправлений.В архивном деле 1825–1826 гг. (РГИА. Ф. 796. Оп. 107. Д. 812) сохранился еще один акафист, составленный протоиереем шадринского Спасо-Преображенского собора Иоанном Антоновичем Поповым. В статье реконструируется биография составителя акафиста, в Приложении II издаются этот (сохранившийся в единственном списке) акафист и составленные тем же автором тропари святому.
This article is a summary of the facts attesting to the liturgical veneration of Saint Simeon Verkhotursky. The circumstances of the creation of Akathist to righteous Simeon are clarified. It is established that Akathist had been mentioned for the first time in the widespread edition of the Life of Simeon Verkhotursky (“Miracles and Life of the Saint and Righteous Simeon, the Miracle Worker of Verkhoturye”), in the Miracle 51 (about the Surgut Cossack F. I. Kaydalov) dated from 1795. Research on the relics of righteous Simeon conducted by the Holy Synod order of 1763 does not record any presence of the akathist. The emergence of Akathist can be dated between 1763 and 1795. Most likely it was closer to the last date. Perhaps the formation of Akathist is somehow connected with the widespread edition of the Life of Simeon Verkhotursky. Formed in the second half of the 18th century this Akathist was copied and widely disseminated. Soon Right Reverend Neophytos (Sosnin), Archbishop of Perm and Verkhoturye, sent it to the Holy Synod for approval, and it was ordered to publish Akathist with amendments. Editing of the akathist was carried out by archimandrite Gabriel (Lyubomudrov), rector of the Verkhotursky St. Nicholas monastery. In this work, the text of Akathist is given in its original form, without archimandrite Gabriel’s edit, and the introductory article provides an analysis of the corrections made. Another akathist found in the archive file of 1825–1826 (Russian State Historical Archive. Stock 796. L. 107. Dos. 812) was compiled by Ioann Antonovich Popov, archpriest of the Shadrinsk Spaso-Preobrazhensky Cathedral. The article presents a reconstrusted biography of the author of Akathist; Appendix contains this Akathist, preserved in a single copy, as well as troparia to the saint compiled by the same author.