Программы устойчивого развития на региональном и муниципальном уровнях в рамках стратегического плана развития региона должны определять инновационную стратегию устойчивого развития (баланса социальной, экономической, институциональной и экологической составляющих) территории, отраслей, ведомств, учреждений, предприятий, организаций, стратегического обеспечения экономической безопасности и т. д. Несмотря на то, что интеграция России и ее отдельных регионов в мировую экономическую систему протекает достаточно медленно, тем не менее, вступление России в ВТО, конфликты и торговые войны на мировом рынке повлияют на жизнедеятельность населения всех регионов. Переход к стратегии устойчивого развития регионов в условиях глобализации мировой экономики сдерживается рядом факторов. Недостаточное методологическое и методическое обеспечение интеграции взаимодействия фирм, сфер, территорий, рынков и т. п. в рамках хозяйственных региональных структур требует развития теории стратегического управления, методов системного анализа функционирования управляющих структур, информационного обеспечения процесса принятия коллективных многокритериальных решений. Это же относится и к формированию стратегических альянсов предприятии, где возникают задачи обмена ресурсами знании в процессе многокритериального выбора, осложненного не только наличием взаимных требований, но и зачастую расхождением целей и интересов. Авторы имеют многолетний положительный опыт по разработке и реализации систем ситуационного управления на базе логико-лингвистического моделирования применительно к территориям, отраслям и сферам жизнедеятельности. Первый раздел монографии посвящен анализу к формированию теоретико-методологических основ стратегического управления развитием региона. Дается общий анализ существующих методологий и концепций стратегического управления применительно к социально-экономическим системам, предлагаются новые подходы к стратегическому целеполаганию, позволяющие решить существующие проблемы в управлении развитием сложных социально-экономических систем, в том числе концептуальные основы формирования и реализации системы знаний об индивидууме - лице, принимающем решения (ЛПР). Во втором разделе монографии формулируются основные цели и задачи стратегического ситуационного управления экономикой региона в современных условиях России. Стратегические цели развития региона определяются задачей повышения качества жизнедеятельности населения, стратегическим обеспечением экономической безопасности. Основные задачи включают в себя системный анализ функционирования региональной управляющей структуры, функционирования корпоративных структур в рамках кластера вертикали; обоснование критериев развития; разработки методик выработки и интеграции инновационных стратегий корпораций и стратегии развития экономики региона в целом. В третьем разделе монографии приводится практика реализации новых подходов с применением экспертной системы «Регион-Руководитель», позволяющей решать задачи, заключающиеся в разработке динамического комплексного критерия эффективности осуществления инноваций в региональной хозяйственной системе в процессе стратегического планирования, основанного на механизме оценки функций выгоды и полезности инновационных проектов, реализуемых взаимодействующими участниками хозяйственных процессов в регионе. Динамический комплексный критерий основывается на следующих разработанных методах: идентификации рыночных позиций предприятий; постановки инновационных стратегических целей: моделирования потребности представление технологии изготовления продуктов и услуг; моделирования возможности представление технологии предприятий; оценки возможности получения взаимных выгод партнеров по стратегическому альянсу; оценки возможности получения выгоды, не обеспечиваемой другими видами деятельности; оценки конкурентных преимуществ, в том числе, компетентности и ответственности работников управляющих структур (корпоративных и региональных) и т. д. Монография адресована научным и практическим работникам, аспирантам и специалистам, занимающимся вопросами теории и практики стратегического проектирования и управления экономикой региона.