В настоящее время сложилась значительная региональная дифференциация по уровню пенсионного обеспечения, при том, что на территории России действует единая пенсионная система. Чтобы выявить факторы такой дифференциации, в исследовании поставлена и решена задача формирования методологического подхода к оценке пенсионного обеспечения населения на региональном уровне. Рассмотрены два подхода, лежащие в основе формирования страховой пенсии. Описаны двойственная природа пенсионного обеспечения, заключающаяся в балансе интересов плательщиков страховых взносов и получателей пенсий, и функции, направленные на ее реализацию. Раскрыт социально-страховой принцип, предполагающий эквивалентности пенсионных прав при накопительной пенсионной системе и зависимость размера пенсии от «трудового участия» при распределительной. Однако помимо страховых случаев назначения пенсии (наступление страхового риска утраты трудового дохода по причинам невозможности продолжения трудовой деятельности либо потеря кормильца) в российской пенсионной системе сохраняется комплекс «нестраховых» элементов, которые не имеют эквивалентных источников своего обеспечения. Одним из таких элементов является система установления досрочных пенсий. Как отмечается в Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы РФ, такая система установления досрочных пенсий не соответствует современным условиям рыночной экономики и социально несправедлива, а также противоречит страховому принципу. В отношении самозанятых, работающих на временной работе, и работников, чья заработная плата не превышает двух прожиточных минимумов, также нарушается зависимость размера пенсии от «трудового участия» каждого застрахованного лица. Страховые принципы нарушены и в «новой» пенсионной формуле, поскольку она допускает разную оценку одинакового вклада в пенсионную систему. Отход от страховых принципов имеет региональный характер, зависящий от специализации регионов (система досрочных пенсий для работников вредных и опасных производств), их климатических условий («северная» пенсия), населения (возможности и желания лиц пенсионного возраста работать) и др.
Currently> there is a significant regional differentiation in the level of pension provision, despite the fact that in Russia there is a single pension system. In order to identify the factors of such differentiation, the study set and solved the problem of forming a methodological approach to assessing the pension provision of the population at the regional level. Two approaches underlying the formation of the insurance pension are considered. The dual nature of pension provision consisting in balance of interests of insurance premium payers and pension recipients and functions aimed at its realization is described. The social insurance principle, assuming equivalence of pension rights at accumulative pension system and dependence of the size of pension on «labor participation» at distributional one, is revealed. However, in addition to insured cases of pension assignment (occurrence of insurance risk of loss of labor income due to inability to continue working or loss of a breadwinner)> the Russian pension system retains a set of mnon-insurancen elements that do not have equivalent sources of their security. One such element is the early retirement scheme. As noted in the Strategy of long-term development of the pension system of the Russian Federation, such a system of establishing early pensions does not meet modem conditions of the market economy and is socially unfair, as well as contradicts the insurance principle. In the case of self-employed workers, temporary workers and workers whose wages do not exceed two living wages, the dependence of the pension on the «labour participation» of each insured person is abo violated. The insurance principles are also violated in the «new» pension formula, as it allows different assessment of the same contribution to the pension system. The departure from the insurance principles has a regional character, depending on the specialization of the regions (the system of early pensions for workers of harmful and hazardous industries), their climatic conditions («Northern» pension), the population (possibility and desire of retirement age persons to work), etc.