Авторы монографии проводят социологический анализ влияния семьи и школы на характер социализации подростка и утверждают, что уличная социализация избирается подростком в качестве своеобразной альтернативы. На основе теоретического анализа предлагаются авторские разработки понятий «городского трудного подростка», «подростковой уличной субкультуры», «социализации городского трудного подростка», а также «неформального института улицы». Выявляются качественные показатели, предлагаются индикаторы социологического исследования процесса социализации городских трудных подростков в условиях уличной среды. Авторы рассматривают причины, обусловливающие онтогенез и масштабы феномена девиантного поведения детей и подростков, теоретические положения, под¬крепленные данными социологических исследований. В работе широко используются данные социологических опросов различных групп населения в субъектах РФ, входящих в Уральский федеральный округ, выполненных в период 1999-2009 гг. в Институте экономики УрО РАН. В книге представлена вторая часть научного проекта «Детские дома в России: социальная ретроспектива и проекция в обозримое будущее». Рассматривается проблема развития детской беспризорности в России, с одной стороны, и, с другой, становление системы общественного призрения и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.