В представленной статье факторы и регуляторы маятниковой миграции рассматриваются с позиции концепции социально-экономического детерминизма демографических событий. В качестве теоретической основы используется концепция Дугласа Массея о доминирующем влиянии факторов семьи и домохозяйства на принятие решения о возврате маятникового мигранта к месту жительства. Учитывается также, институциональная привязанность трудового мигранта к традиционному месту приложения труда и условиям занятости. В статье вскрывается растущее значение факторов качества потребляемых товаров и услуг, что потенциально увеличивает мотивацию населения на постоянное пересечение государственных и административно территориальных границ. Авторы рассматривают маятниковую миграцию как начальный этап вовлечения той или иной территории и региона в процесс миграционного перехода и глобального процесса роста социальной мобильности. Полученные статистические и социологические факты подтверждают выдвинутую авторами рабочую гипотезу конкретными данными выборочного обследования маятниковой миграции в приграничных районах, в средних и крупных городах Урала и состоянием маятниковой миграции в российских мегаполисах.
In this article the factors and regulators of commuting are considered from the perspective of the concept of socio-economic determinism demographic events. Douglas Massey concept about the dominant influence of families and households on the decision to return to their former place of residence is used as a theoretical framework. Institutional affection of labor migrant for traditional place of employment and conditions of employment is taken into account. The article revealed the growing importance of factors of consuming goods and services quality, potentially increasing the motivation to permanent crossing of the state and administrative and territorial boundaries. The authors consider commuting as the initial stage of involvement of a territory and region in the process of migration transition, and the global growth process of social mobility. The statistical and sociological facts corroborate the authors ' working hypothesis with specific data sample survey circular migration in border areas, in medium and large cities of the Urals and the state of commuting in Russian megalopolises.