Сложившаяся в России демографическая ситуация потребовала от государства проведения пронаталистской политики. Однако на федеральном уровне большинство мер было направлено на стимулирование рождения второго ребенка. Значительные полномочия по стимулированию и поддержке многодетности были возложены на субъекты Федерации. В итоге существующая система поддержки включает федеральные и региональные меры. Кроме этого, на многодетные семьи распространяются не только специфические меры, но и иные, действующие, во-первых, в отношении семей с детьми, во-вторых, в отношении малоимущих семей.
Целью статьи является анализ практики государственной поддержки многодетных семей в субъектах Российской Федерации. Авторы рассматривают региональные особенности реализации различных мер поддержки — региональных доплат, регионального материнского капитала, налоговых льгот, льготных кредитов, выделения земельных участков и др.
Авторы делают вывод о том, что на сегодняшний день именно региональные власти в значительной степени организуют и реализуют меры государственной поддержки многодетности в России. В то же время сложившаяся практика существенно дифференцирована в региональном разрезе — например, размер материнского капитала в различных субъектах может отличаться в 10 и более раз. Осложняет ситуацию неопределенность на уровне страны содержания понятия многодетности и многодетной семьи, регионы сами устанавливают критерии как многодетности, так и нуждаемости (что является условием получения ряда мер поддержки). Все это не позволяет говорить о наличии единой для страны системы государственной поддержки многодетных семей.
The demographic situation in Russia has demanded that the state conduct a pro-natalist policy. However; at the federal level most of the measures were aimed at stimulating the birth of a second child. Considerable powers to stimulate and support large families were assigned to the subjects of the federation. As a result, the existing support system includes federal and regional measures. In addition, not only specific measures apply to large families, but also to other measures that are effective, firstly, in relation to families with children, and secondly, in relation to low-income families. The purpose of the article is to analyze the practice of state support for large families in the subjects of Russia. The authors consider regional features of the implementation of various support measures — regional supplements, regional maternity capital tax incentives, preferential loans, allocation of land, etc.
The authors conclude that, to date, it is the regional authorities that are largely organizing and implementing measures of state support for large families in Russia. At the same time, the current practice is significantly differentiated in a regional context — for example, the size of maternity capital in different subjects may differ by 10 times or more. The situation at country level is complicated by the uncertainty of the concept of having many children and having a large family; the regions themselves establish criteria for both having many children and need (which is a condition for receiving a number of support measures). All this does not allow us to speak about the existence of a single state system of state support for large families.