Проанализировать формирование системы изучения травмы груди в научной школе акад. Е. А. Вагнера с целью выявления основных объективных предпосылок для изменения хирургической тактики. Методы. Исследованы диссертации, авторефераты диссертаций, монографии и ряд статей академика Е. А. Вагнера и его учеников. Были изучены материалы центральных, местных и ведомственных архивов. Ряд сведений был получен методом интервьюирования. Результаты. Предшественниками в изучении травмы груди были хирурги А. П. Соколов и Д. М. Розживин (ученики проф. В. Н. Парина) и патофизиолог проф. Р. Б. Цынкаловский. Основным направлением научной школы Е. А. Вагнера было изучение травмы груди. Потребность в этих исследованиях была обусловлена острой социальной значимостью проблемы травмы груди, его личным опытом и появлением доступного эндотрахеального наркоза. В рамках патофизиологических исследований в эксперименте и клинике была выявлена периодизация респираторного дистресс-синдрома на основании данных динамического контроля показателей вентиляции, газообменной функции легких, сократительной и насосной функции сердца. Хирургическая тактика при тяжёлой сочетанной травме определяется в зависимости от тяжести жизнеугрожающих расстройств, обусловленной доминирующим повреждением. Совмещение радиационного воздействия с травматической болезнью характеризуется развитием «синдрома взаимного отягощения». Фазовость течения комбинированного радиационного поражения отражена в лечебной тактике. Ведущее место в терапии массивной кровопотери было отдано реинфузии, причем повреждения полых органов в жизнеугрожающих ситуациях не должны быть противопоказанием. На экспериментальных моделях была доказана безопасность переливания контаминированной аутокрови. Стремление уменьшить операционную травму стало возможным благодаря развитию волоконно-оптических технологий. Большим преимуществом стала возможность перевода диагностической торакоскопии в лечебную процедуру. При изучении и сравнении научных школ экономического, технического и медицинского направлений были выделены пять признаков научной школы: наличие революционной идеи (активная хирургическая тактика при травме груди), наличие лидера (Е. А. Вагнер), организационная инфраструктура (проблемная лаборатория, Центральная научно-исследовательская лаборатория, более 18 кафедр института принимали участие в комплексных исследованиях), практическое применение (результаты исследований легли в основу рекомендаций министерства здравоохранения СССР и РФ) и признание (Е. А. Вагнер избран чл.-корр. АМН СССР с 1980 г. и действительным членом с 1986 г.). Ученики и соратники акад. Е. А. Вагнера, создали свои научные коллективы и имеют своих последователей и единомышленников.