Основой учебного пособия является курс лекций по теории познания, разработанный автором для студентов-философов. В традиционных учебных курсах по философии вопросы теории познания излагаются в основном на материале научного знания. Базовой сферой человеческой деятельности, на которой подтверждается действие принципов теории познания, является наука. В этом случае гносеология, по сути дела, сводится к методологии науки - к эпистемологии. Другой крайностью является попытка облечь теоретико-познавательные вопросы то в феноменологическую, то в структуралистскую, то в аналитико-лингвистическую, то в религиозно-антропологическую, то в какую-либо иную терминологию. Автор предлагаемого учебного пособия строит свою концепцию на основании культурно-исторического подхода к осмыслению истоков и смысла теоретико-познавательных вопросов. Книга адресована студентам и преподавателям философских факультетов университетов, а также студентам гуманитарных специальностей высших учебных заведений.