Исторически родительство воспринималось в общественном сознании как естественная часть семейной жизни, не требующая особой подготовки и регламентации. Однако сегодня родительство все чаще рассматривается как специфическая трудовая деятельность, результаты которой имеют высокую общественную значимость. Отличительной чертой современного родительства также является активное вовлечение различных социальных институтов в реализацию этой деятельности, — прежде всего, институтов образования. В научном дискурсе взаимоотношения родителей и системы образования традиционно изучаются с позиций распределения функций по формированию человеческого капитала ребенка между семьей и школой. Целью данной статьи был анализ новейших социокультурных изменений российской системы образования в исторической динамике во взаимоотношениях с родителями как акторами родительского труда. Так, было установлено, что в начале XX в. в процессе формирования человека семье отводилось подчиненное положение, авторитет профессионалов системы образования и общественных требований в целом был для родителей непререкаем. После развала СССР произошла существенная демократизация и деидеологизация системы образования, в рамках которой учитель превратился в исполнителя образовательной услуги. Оценка качества и содержания этой услуги в настоящее время во многом зависит от мнения родителей, на которых теперь лежит большая часть ответственности за подготовленность ребенка к жизни в социуме. При этом не существует никакой системы подготовки самих родителей, и источником их знаний служит опыт собственной семьи и стихийное интернет-пространство. В результате проведенного анализа был установлен следующий парадокс: сегодня общество предъявляет высокие требования к результатам родительского труда, но должным образом не влияет на процесс их достижения. Решение этой проблемы может лежать не только в реформировании системы образования, но и в поиске новых путей повышения компетентности и осознанности самих родителей.
Historically, parenthood was perceived in the public consciousness as a natural part of family life, which does not require special preparation and regulation. However, today, parenting is increasingly seen as a specific labor activity, the results of which are of high social importance. A distinctive feature of modem parenthood is also the active involvement of various social institutions in the implementation of this activity, primarily the educational institutions. In the scientific discourse, the parents’ and educational systems relationships are traditionally studied from the perspective of the distribution of functions for the formation of the childs human capital between the family and the school. The purpose of this article was to analyze the latest socio-cultural changes in the Russian education system in historical dynamics in relations with parents as actors of parental labor. Thus, it was established that at the beginning of the 20th century the family had a «subordinate» position in forming a person, the authority of the professionals of the education system and public requirements was generally indisputable for the parents. After the collapse of the Soviet Union, there was a significant democratization and de-ideologization of the education system, within the framework of which the teacher turned into a provider of educational services. The evaluation of the quality and content of this 5ervjce now largely depends on the views of the parents, who now bear most of the responsibility for the childs preparedness for life in society. At the same time, there is no system for training parents themselves, and the source of their knowledge is the experience of their own family and spontaneous Internet space. As a result of the analysis, the following paradox was established: today the society makes high demands on the results of parental labor, but does not properly influence the process of achieving them. The solution to this problem can lie not only in reforming the education system, but also in finding new ways to increase the competence and awareness of the parents themselves.