Статья посвящена кардинальному вызову Российской империи эпохи перехода от традиционности к индустриальной современности, связанному с заменой водяного колеса паровым двигателем, что имело принципиальное значение для отечественной модернизации. Энергия водяных колес в совокупности с мускульными усилиями крепостных крестьян и домашних животных обеспечивала развитие российской экономики на уровне держав феодальной Европы, но в связи с совершившейся там промышленной революцией, базировавшейся на паровых двигателях, Россия начала катастрофически отставать. Технологический фактор стал одним из решающих условий отмены крепостного права и формирования новых производственных отношений, связанных с переходом от мануфактуры к фабрике, со строительством крупных заводов, железных дорог, морского и речного флотов, основанных на паровой тяге, с возникновением городов и рабочих поселков, складыванием капиталистического рынка и банковского сектора страны. В статье прослеживается долгий и мучительный процесс замены водяного двигателя паровым со всеми вытекающими отсюда социально-экономическими последствиями. Делается вывод о том, что кардинальный энергетический вызов наступающей индустриальной цивилизации не получил своевременного и должного ответа со стороны правящей элиты Российской империи и привел к катастрофе начала ХХ в.