В статье на основе материалов второго года исследований в рамках гранта РНФ № 14-18-00456 (под руководством акад., д.э.н. А. И. Татаркина) показано развитие методологических положений освоения геоэкосоциоэкономической модели с позиции системности. Авторы обращаются к теории систем и рассматривают взаимосвязи между природной и социально-экономической подсистемами в рамках эколого-экономической системы. В современных условиях очевидна необходимость ориентации инвестиционных проектов по освоению природного потенциала, разрабатываемых в рамках региональных эколого-экономических систем, на равновесное природопользование, которое предусматривает сбалансированность природоёмкости техносферы и экологической техноёмкости территории. Особое внимание уделено вопросам экологической оптимизации ландшафта с помощью сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Разработаны методические рекомендации по оценке экологической ситуации территории, основанные на учете превышения фактических показателей загрязнения компонентов природной среды над фоновыми либо ПДК. Исходя из возможной востребованности ресурсов, авторы рекомендуют выделение семи типовых ландшафтных районов, для пяти из которых выполнена оценка экономической ценности. Программа группового освоения перспективных объектов минерально-сырьевого потенциала Северного Приполярного и Полярного Урала дополнена сценарным подходом. Отобраны наиболее перспективные объекты недропользования в рамках Саранпаульского и Приполярноуральского потенциальных горнопромышленных узлов, определен размер возможного уменьшения инвестиций с начала освоения месторождений. Оценена полнота институционального обеспечения в отношении России и Казахстана. Выявлены формирующиеся социальные и экологические последствия при промышленно-транспортном освоении северных территорий. Предлагаемый методический подход укрупнённой оценки экономического ущерба базируется на снижении экономической ценности природных ресурсов под влиянием антропогенного воздействия. Сформулированы пути возможной сбалансированности традиционного и промышленного природопользования. Предложенный методический инструментарий оценки комфортности проживания населения предусматривает использование балльных оценок в части зональных и азональных факторов. Инструментарий был апробирован для территорий в рамках перспективного транспортного коридора. На основе выполненных исследований возможно построение оптимизационных экономико-математических моделей, нацеленных на выбор вариантов освоения природного потенциала и отвечающих требованиям равновесного природопользования.