В статье поставлена задача оценить состояние российской экономики в условиях снижения цен на энергоносители и «обмена санкциями» и определить приоритетные направления экономической политики Российской Федерации как универсального института, способного поддерживать устойчивость и системность развития. Оптимизацией межбюджетных отношений «муниципалитет - регион - федеральный центр» предложено инициировать процесс обеспечения пространственного обустройства российских территорий посредством вовлечения в процессы развития региональные и муниципальные возможности. Всем российским гражданам рекомендуется строже и ответственнее относиться к Конституции как к Основному Закону, поддержанному населением и определяющему стратегические приоритеты развития страны на долгосрочную перспективу. Обоснована методология оптимизации межбюджетных отношений между Федерацией, ее субъектами и муниципалитетами посредством научно обоснованного разграничения полномочий и ответственности каждого уровня за социально-экономические результаты работы. С привлечением специалистов и общественности предложено разрабатывать национальный план социально-экономического и общественного развития, главными приоритетами которого должны стать повышение качества и результативности государственного управления и пространственного обустройства российских территорий. Обоснованы механизмы и институты подключения регионов и территорий к реализации национального плана. Предложенные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы федеральными органами власти при разработке и принятии законов и других нормативных актов по распределению полномочий и оптимизации бюджетного процесса. Региональными и муниципальными органами - при планировании и проектировании пространственного обустройства территорий.