Действующая российская система налогово-бюджетного федерализма характеризуется высокой степенью централизации финансовых ресурсов и полномочий, обусловленной аномальной межрегиональной социально-экономической асимметрией. Основной функцией межбюджетного регулирования в условиях экономической нестабильности стало выравнивание их бюджетной обеспеченности. Финансовые проблемы федерального Центра привели к постепенному сокращению межбюджетных трансфертов, передаваемых на региональный уровень, и замене их на бюджетные кредиты. В результате в 2015 г. у региональных бюджетов резко выросли объемы долговых обязательств. На примере уральских регионов показаны особенности планирования бюджетов на 2016 г. с учетом влияния сложившихся негативных условий. В статье предлагаются основные направления совершенствования российского налогово-бюджетного федерализма: формирование асимметричной модели финансового взаимодействия федерального Центра и регионов с разным уровнем экономического развития, повышение налоговых доходов и расширение налоговых полномочий территориальных органов власти, закрепление за крупными городскими агломерациями особого налогово-бюджетного статуса, проведение дифференцированной политики по социально-экономическому развитию стратегически важных Арктических территорий.