Монография посвящена задаче навигации движущегося аппарата по геофизическим нолям (например полю высот рельефа, яркости оптической, тепловой и т. д.). Задача состоит в том, чтобы по фрагменту реального поля, снятому аппаратом, и хранимой на борту информации о ноле в целом (эталону) определить параметры движения аппарата. Предлагаются математические модели процесса навигации, новые экстремальные задачи, возникающие в связи с проблемами информативности поля и экономного хранения эталона поля. Наряду с традиционным представлением поля как матрицы интенсивностей, рассматривается способ задания поля в «контурном» виде. Обсуждаются общие подходы к разработке численных алгоритмов и методы решения конкретных задач. Книга адресована математикам, инженерам, а также преподавателям и студентам прикладных специальностей.