Cтавится задача осмысления роли энергетического фактора в ходе фронтирной модернизации Урало-Сибирского региона - одного из ведущих промышленных анклавов азиатской части Российской империи накануне ее крушения, в контексте советской политики тотальной электрификации страны. Этот регион в XVIII в. на базе водяных двигателей обеспечил стране передовые позиции по поставке цветных и черных металлов на мировой рынок, а к концу XIX в., особенно на Урале, сильно отставал в использовании паровых двигателей, что отрицательно влияло на экономический потенциал империи, в то время когда западный мир уже активно переходил на электрические двигатели. В этом плане рассматривается вопрос о сущности и значении российской электрификации, с учетом разнонаправленных мнений исследователей, часть из которых преуменьшает, а другая завышает ее важность. Данные дискуссии ведутся преимущественно на материалах центральных районов государства и в сравнении с Западом, однако необходимо учитывать размеры России и особенности ее периферии. Предпринимается попытка ответить на вопрос о масштабах распространения электрификации, базируясь на урало-сибирских данных. Рассматриваются вопросы появления первых электростанций, их характеристики и статус, значение для экономики и культуры региона. Делается вывод о том, что они возникли практически одновременно с электростанциями в центре страны и распространились вплоть до берегов Тихого океана, но не имели достаточно мощности и решающего влияния на экономику региона, хотя обеспечили в перспективе некоторые стартовые рубежи для сплошной электрификации страны в XX в. Исследуемая проблема имеет особую актуальность в связи с отмечаемым в 2020 г. 100-летием плана ГОЭЛРО.